ЭРВИЁ Хелле Каллерво (1906-1951)- пастор, общественный деятель Эстонской Ингерманландии — выдающиеся люди Ингерманландии

ЭРВИЁ Хелле Каллерво (1906-1951)- пастор, общественный деятель Эстонской Ингерманландии .

Родился 27 июня 1906 в Пори. Родители - директор завода Франц Вяйнё Эрикссон, мать-учительница София Вильгельмина Франк.

В 1925 закончил гимназию. В 1925-26 проходил службу в армии, уволен в звании прапорщика запаса. В 1926-30 учился на теологическом факультете Хельсинкского университета. В 1928 сменил фамилию «Эриксон» на «Эрвиё». 2 июня 1930 сдал экзамен при Домском капитуле в Тампере , был рукоположен в пасторы, служил в Тампере. 30 июля 1930 обвенчался с Хильей Элеонорой Лилиус.

В 1930-37 был настоятелем Шведско-финского прихода Св. Михаила в Нарве, к которому относился и капелланский приход в Калливере – центре Эстонской Ингерманландии.

Вел среди ингерманландских финнов не только духовную, но и общественную деятельность, направленную на сохранение национального самосознания. После трагической гибели в 1932 году Леандера Рейо Эрвиё был фактическим редактором газеты ингерманландских финнов Sanaseppä, активно участвовал в работе Ингерманландского общества (Inkeri seura, Ingeri selts).

При нем газета, издаваемая энтузиастами, приобрела черты профессионального издания, улучшилось качество материалов, газету стали печатать в Нарве в типографии Григорьева. Ранее ее изготавливали на ротаторе, и нередко текст можно было прочесть с большим трудом. Фактически все номера начинались теперь со статьи на духовные темы, написанной пастором Эрвиё. Были налажены хорошие отношения с православным приходом в Венкуль (большинство прихожан которого были ижоры), на первой полосе одного из номеров была опубликована статья его настоятеля отца Михаила Рауда. В газете постоянно публиковались написанные на хорошем уровне статьи о культуре и истории ижорского народа, однако привлечь ижор к совместной работе финским активистам не удалось. Как минимум два раза были опубликованы материалы о преследовании в СССР православных верующих.

Настоятель прихода был человеком правых взглядов, членом Карельского академического общества. И очевидно, что еще до приезда в Эстонию он был очень хорошо осведомлен о судьбе ингерманландских финнов. Одновременно пастор вел активную работу среди ливов, живших в Латвии, каждый год 3-4 раза посещая их с духовными проповедями. На страницах Sanaseppä неоднократно публиковались материалы о культурной и духовной жизни ливов.

Политические события середины 30-х осложняли работу, направленную на национальное возрождение. Выступление ультраправых Ветеранов освободительной войны («Вапсов») в декабре 1935 года против президента Константина Пятса вызвало некоторое охлаждение отношений между Эстонией и Финляндией, поскольку многие из вапсов сотрудничали с финскими ультраправыми, так называемыми «черно-синими». Между тем, и пастора Эрвио, известного правыми взглядами считали близким скорее к вапсам, чем к Пятсу.

Ранее, в 1934 городские власти Нарвы направили обращение в Министерство образования, в котором обвиняли пастора в стремлении создать отчуждение между ингерманландскими финнами и эстонцами. В ответном письме в министерство настоятель прихода отвергал выдвинутые обвинения. В то же время в финляндских газетах Эрвио публикует ряд статей, в которых резкой критике подвергается политика Эстонии, власти которой автор обвиняет в стремлении «присоединить Ингерманландию к Великой Эстонии». В свою очередь некий автор, скрывшийся под псевдонимом А. на страницах газеты Uus Eesti обвинял финнов из Финляндии, приезжающих в Эстонскую Ингерманландию в том, что они воспринимают эту землю как некую свою «заморскую территорию».

В феврале 1936 года двух пасторов, приехавших из Финляндии для организации курсов учителей воскресных школ, власти заставили покинуть Эстонию, объяснив это тем, что подобные курсы не предусмотрены законодательством.

Вышедший в 1936 году новый церковный закон требовал, чтобы настоятелями приходов были только граждане Эстонии. Иностранцам предлагалось принять гражданство, либо оставить должность. Такое требование было предъявлено и Эрвио, который через некоторое время принял решение вернуться в Финляндию.

После возвращения в Финляндию служил пастором в Лапуа, военным капелланом в Выборгском полку. Во время Зимней и Второй мировой войн был военным пастором. Служил в Ладожской группе, в Перозаводске, в штабе Онежской группы. В 1939 был произведен в лейтенанты запаса, в 1943 – в капитаны.

После войны служил пастором 3-й дивизии в Коувола. Умер 18 мая 1951 в военном госпитале.

1. Narva – kadunud kirikute linn, EELK Narva Aleksanderi kogudus, 2010

 

 

Отправить нам сообщение
Кому Михаил Браудзе
Тема
Сообщение*
Сообщите любую информацию об указанном человеке.
Файл
Прикрепите к сообщению фотографию или другой файл, который может быть интересен.
Это необязательный пункт сообщения.
Описание файла
Контакт
Можете указать любые свои координаты
Вы человек? *
Укажите любое число от 20 до 50.

Ваше сообщение будет отправлено нам по электронной почте после нажатия кнопки "Отправить".

Свяжитесь с нами: mail@inkeri.ru

Рейтинг@Mail.ru

Время последней редакции (y/m/d): 2017-06-17 13:52:37