Вожане празднуют «Лужицкую складчину»
В субботу 25 июля в старинной деревне Лужицы (Кингисеппский район) прошел традиционный праздник древних жителей нашей земли «Лужицкая складчина» . Вожане – древнейшие жители южного берега Финского залива, первое письменное упоминание о которых относится к 1069 году и связано с походом полоцкого князя Всеслава против Новгорода. В течение столетий, сначала в новгородском, а затем и московском государстве, невские земли входили в состав административной единицы, носившей название Водская пятина, которое тоже связано с древним народом, некогда многочисленным.
Во время праздника жители Лужиц также отметили 515-ю годовщину своего поселения. Ведь именно к 1500 году относится первое письменное упоминание Лужиц в Переписной книге Водской пятины.
Над поляной на краю соснового бора рядом государственным флагом России развевается флаг вожан. Два синих клина на белом поле символизируют воды Финского залива и Чудского озера, белый треугольник – землю вожан. В центре флага – красный крест, символизирующий веру и память предков.
Собравшихся на водском языке приветствует жительница Лужиц Зинаида Андреевна Савельева . Праздничную программу начинает выступление ансамбля «Вожанка», исполнивший народные песни.
«По данным последней переписи населения, в Ленобласти живут 63 человека, назвавших себя вожанами. К сожалению, сегодня водский народ является одним из самых малочисленных в Ленобласти. В настоящее время вожане живут в двух деревнях – Лужицах и Краколье»,-рассказывает старший научный сотрудник Института Лингвистических исследований РАН Мехмет Муслимов, один из лучших знатоков водского языка.
За последние годы в Лужицах и Санкт-Петербурге не раз проводились курсы языка, выпущены прекрасные учебники и самоучители, водские книжки-раскраски для детей.
Во время нашей беседы, словно подтверждая, что у древнего народа есть будущее, на сцену выходит местный детский ансамбль «Линнуд» («птички») в прекрасных водских костюмах.
Над поляной раздаются звуки волынки, инструмента, вызывающего у большинства ассоциации с Шотландией. Однако волынка традиционна и для вожан. На берега Финского залива она попала из Эстонии, куда в средние века пришла из Западной Европы. Старинный инструмент заставила звучать Екатерина Кузнецова, человек, увлеченный водской культурой, создатель и руководитель фольклорной группы «Маавячи», известной также под названием «Бестиарий».
Пожилая женщина в народном костюме предлагает гостям сувениры — традиционные водские куклы из лоскутков материи. Девочка и мальчик в водских костюмах, кукла-оберег от дурного слова, кукла-хранительница дома в клетчатом платье с образком на шее. Для Валентины Федоровны Бабкиной сохранение истории родной земли, истории и культуры ее древних жителей стало делом жизни. В родной деревне Монастырьки неподалеку от Котлов она создала настоящий музей, посвященный вожанам. В старинной избе XIX века воссоздана обстановка водского дома. Здесь можно увидеть телегу и сани, инструменты, рыболовные снасти посуду того времени, фотографии былых жителей деревни. В прежние времена в деревне жили вожане , русские, и ингерманландские финны. В течение многих лет Валентина Федоровна собирала экспонаты для музея – приобретала у жителей сохранившиеся предметы быта, сама проводила раскопки, восстанавливала старинную избу, принадлежавшую ее родственникам. Для посетителей хозяйка проводит экскурсию, напоследок угощая традиционным местным напитком – копорским чаем, приготовленным особым способом из листьев иван-чая.
«Я коренной вожанин, родился здесь, в Лужицах, живу здесь. Фамилия наша – от одного из прадедов, который был эстонцем»,-рассказывает семидесятилетний Николай Виттонг.
«Дома у нас всегда говорили на нашем водском языке, однако вне дома – родители не разрешали»,-вспоминает он. В послевоенные годы вожан заставили уехать из района Усть-Луги в другие местности и вернуться удалось только после смерти Сталина.
В молодости Николай Константинович Виттонг несколько лет он провел вдалеке от родных мест – служил в воздушно-десантных войсках, работал на стройке в Калининской области. Но случилось так, что именно там, в сотнях километрах от родной деревни он встретил девушку-вожанку, дочь соседей по деревне, ставшую его женой. Вместе они уже почти полвека, вырастили двух дочерей, а теперь к ним в гости приезжают пять внучек, которым старожил рассказывает о традициях народа, знакомит с языком.
Смолкают песни, и гостей праздника приглашают принять участие в закладке православной часовни святых апостолов Петра и Павла. Каждый приносит и кладет камень к месту, где будет возведен храм. Из динамиков звучит колокольный звон.
А потом радушные хозяева праздника приглашают всех к накрытым на поляне столам – отведать блюда традиционной водской кухни – томленную (только что из русской печи) гречневую кашу, уху, картофельное пюре с лисичками. Многие из гостей с увлечением записывают рецепты, которыми охотно делятся жители Лужиц.
Андрей Пюккенен