Ингерманландия >Pietari
Haapakangas
Hatsina
Hevaa
Hietamäki
Inkere
Jaama
Järvisaari
Kalliviere (Viron Inkeri)
Kaprio
Kattila
Keltto
Kolppana
Koprina
Kosemkina
Kupanitsa
Lahti
Lempaala
Liissilä
Markkova
Miikkulainen
Moloskovitsa
Narva
Novasolkka
Pietari
Rääpyvä
Retusaari
Ropsu
Saari
Serepetta
Siestarjoki
Skuoritsa
Soikkola
Spankkova
Toksova
Tuutari
Tyrö
Valkeasaari
Venjoki
Vuole

Деревни

Приход Pietari / Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград

Информация о приходе

св. Марии
Хотя финны – коренное население Приневского края – получили Евангелие от православных миссионеров, их большая часть в Петербурге начала XVIII в. исповедовала лютеранство, входя с 1710 г. вместе со шведами в общину, которая имела кирху, находящуюся вблизи Потешного (Марсова) поля, в районе так называемых «финских шхер». В 1733 г., при правлении императрицы Анны Иоанновны, этой общине выделен участок земли на Большой Конюшенной улице, где была построена крестообразная деревянная церковь Св. Анны, освящённая 19 мая 1734 г. В 1744 г. к ней пристроили алтарь. Отделившись в 1745 г. от шведов и создав собственный молитвенный дом, финны получили в 1767 г. эту церковь, бывшую ранее в совместном владении, в своё распоряжение. Первым пастором финского прихода стал выходец из Финляндии Э.А. Норденберг.
Небогатая община только в 1803 г. смогла приступить к постройке каменного храма по проекту архитектора Готлиба Xристиана Паульсена на 2400 чел. Внешний облик церкви классически строг и сдержан. Здание имеет прямоугольную в плане форму. Церковь увенчана куполом на высоком барабане. Выдержанный в стиле ампир, с портиком из четырёх колонн тосканского ордера на фасаде под треугольным фронтоном, храм был освящён 12 декабря 1805 г., в день рождения императора Александра I, и назван в честь вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Из старого здания в него перенесли люстру работы ювелира З. Дейхмана. Ниши по краям портика украшали статуи апп. Петра и Павла, впоследствии заменённые вазами, стоявшими первоначально на парапете.
В 1871 г. К.К. Андерсон частично перестроил храм, установил внутри здания вторые хоры на чугунных столбах, боковые окна главного фасада были превращены в двери. В 1890‑е гг. небольшие изменения в фасад храма внёс Л.Н. Бенуа. Отмечая в 1878 г. юбилей прихода, финны решили собрать деньги на новую кирху, но нужной суммы не набралось, хотя число прихожан достигало 19 000 человек. В 1899 г. К.К. Керковиус разработал проект храма близ Финляндского вокзала, где проживало много финнов, однако и он не был осуществлён.
Число прихожан церкви Св. Марии росло в соответствии с увеличением численности финского населения Петербурга. Переселение уроженцев Финляндии в российскую столицу активизировалось после её присоединения к России и образования Великого княжества Финляндского в 1809 г. В 1790 г. членами финского прихода числились 3720 чел., в 1860 г. — около 13 тысяч чел. и в 1905 г. — около 16 500 чел. За пределами самого города приходу Святой Марии принадлежало лютеранское население деревень Александровское, Волынкино, Емельяновка (Аутуансаари) и Тентелева (Тёнттёля) на южной стороне Невы, Жерновка (Уусикюля), Парголово и Лахта на северной, а также возведённая в 1870–1872 гг. часовня на финском участке Митрофаньевского кладбища. При храме имелись школа, два приюта и богадельня.
Финская лютеранская община была в Петербурге самой многочисленной (около 60 000 человек). Несмотря на это, кирха была закрыта постановлением Леноблисполкома от 21 апреля (23 марта) 1938 г., здание передано Эрмитажу, и в последующие два года перестроено под общежитие строительного управления. С 1970 г. в нём находился «Дом природы». Только в 1977 г. в г. Пушкин (Царское Село) для финнов был снова открыт молитвенный дом.
В 1990 г. часть здания была возвращена общине Церкви Ингрии, которая со следующего года начала проводить богослужения. С 1999 г. в храме шла реставрация по проекту С.И. Иванова и Э. Лонка, завершившаяся 19 мая 2002 г. освящением, на котором присутствовала президент Финляндии Тарьи Халонена. В сентябре 2002 г. церковь стала епископальной, что соответствует статусу кафедрального собора.
Отныне церковь является главной в общине, насчитывающей 60 приходов на Северо-западе страны.

Пасторы: Карл-Вильгельм Сирен 1838–1866, Иоганн-Кристиан Эхквист 1866–1883, Георг-Вильгельм Реландер 1884–1890, Адольф Хаккарайнен 1890–(?), Юхан Сааринен 1916–1917, Оскар-Вильгельм Линдберг 1918–1919, епископ Феликс Реландер 1922–02.1923 (эмигрировал), пробст Селим-Ялмар Лауриккала 1923–04.1937 (выслан), Пекка Бракс 04–19.09.1937 (расстрелян).

К приходу относился молитвенный дом в дер. Волынкиной. Проживавшие в деревне финны в 1888 г. подарили церкви Св. Марии участок, где вскоре были выстроены два деревянных дома, в одном из которых была открыта школа. В начале XX века в её помещении появился и лютеранский молитвенный дом. Его судьба неизвестна.

Фамилии жителей прихода на 1913 г.

Airikainen, Ammunen, Anonen, Diik, Halsua, Horttana, Horttonen, Hukkanen, Hölkker, Ille, Ilmasti, Karjalainen, Kasurinen, Kiiski, Kirjalainen, Koholainen, Koivistolainen, Kuitunen, Kulta, Kuparinen, Laihinen, Lappalainen, Laukkonen, Lehikoinen, Lello, Miheläinen, Miinalainen, Myhkyrä, Mylläri, Nester, Nevalainen, Nousiainen, Olavi, Pekkanen, Pennanen, Piippu, Pouta, Poutanen, Pylsy, Pärssinen, Rouhiainen, Sahonen, Soittonen, Sokanen, Sorjonen, Suokas, Taatinen, Tapanainen, Taskinen, Tepponen, Teräväinen, Walling, Westerinen, Wolinkin.
Свяжитесь с нами: mail@inkeri.ru Рейтинг@Mail.ru