ЛЕМПОЙНЕН Левушка (1619-1652) – странствующий проповедник, монах — выдающиеся люди Ингерманландии

ЛЕМПОЙНЕН Левушка (1619-1652) – странствующий проповедник, монах

Из статьи Х.К. Эрвиё «Один ижорский пророк начала 1600-х гг.» *

* Источником был судебный протокол, который содержится в протокольной книге суда Ингерманландии от 1637 г., хранящийся в государственном архиве Латвии в г. Риге.

В апреле 1637 г. в Невскую крепость на проходящий суд, который рассматривал дела Куйвазовского, Корабсельковского, Колтушского и Спасского погостов младший наместник крепости Орешек Херман Рауердинг вызвал одного крестьянина по имени Левушка Лемпойнен родом из Инкере угодий покойного Сванте Банера. Он обвинялся в том, что три года назад оставил свою жену и детей и отправился странствовать, предсказывая будущее и обновляя не только русскую, но и шведскую религию.

Дело вел следователь, уполномоченный уездным судьей Теонне Лангман, чтец закона Йеспер Йоханссон, также его допрашивал настоятель Невской крепости, пробст Невского (Nevanlinna) пробства, магистр Хенрик Фаттебур.

Наблюдая за процессом, мы получаем очень ясную картину не только о самом обвиняемом, но и о его религиозных убеждениях и их происхождении.

Судя по всему, он был раньше каким-то волхвом, который, как он сам признался, использовал голову змеи от несчастья и против всякого зла, но 15 лет тому назад в нем произошла большая перемена. Он видел откровение о том, как разверзлись небеса и огненная искра упала вниз. И, как Божьему посланнику, ему была дана задача провозглашать о том, о чем ему было дано. Он не говорил от себя, а это как бы свистом входило в его уши, и он должен был провозглашать это дальше, ничего не утаивая. Он был так блаженен, что ни ангел и ни кто другой не мог отлучить его от Христа. Поэтому он отказался от всего мирского, даже от своей жены, чтобы быть более достойным. На религиозные убеждения Лемпойнена, если они проявились в ходе допроса, наложило свой отпечаток в основном учение Православной Церкви.

Это было и естественно, т. к. он был ее воспитанником. Хотя влияние православия в то время в Ингерманландии было не велико, - так даже из нашего протокола видно, что еще тогда, в рощах Дудергофа, принадлежащих Юхане Скитту, бывшему генералу-губернатору Ливонии, Ингерманландии и Карелии приносили жертвы и поклонялись чурбанам и камням - Православная Церковь все равно создавала предпосылки и для более высокой религиозности.

Перемена, которая произошла в Лемпойнене, судя по всему, была основательной. Он оставил все свои прежние языческие верования. В рощах, которые, наверняка, и для него были дорогими, сейчас жил сатана, и поэтому он готов был их уничтожить прямо с корнями.

Но учение как Православной, так и Лютеранской церкви его не во всем удовлетворяли. Обе крестили неправильно, первые из-за четырех свечей, символизирующих во время крещения духовную радость, горячую любовь к Богу и свет веры, вторые из-за того, что они изливали воду только на голову крещаемого. Не свечи освящают воду, а Слово Божье. И как Христос в реке Иордан крестился полным погружением, так это следует делать и сейчас.

Крестное знамение и поклонение образам святых может, в свою очередь, принести большое благословение, если их правильно выполнять. Касаясь рукой лба, следует помнить о воскресении Христа, касаясь груди - крещение, и касаясь плеч - помнить о том, как Христос распростер руки Свои на кресте. Это объяснение, которое Лемпойнен дал допрашиваемым, в какой-то мере отличается от того, чему учит церковь - согласно учению церкви, делающий крестное знамение показывает свою веру в то, что Бог освятил мысли человека, чувства и дела, и отдал за нас Своего дорогого Сына, который, выкупив нам жизнь вечную, спас нас своими страданиями на кресте, но в основных чертах воспоминания о распятом Христе совпадают. Что касается почитания образов, он объясняет согласно церкви, что, поклоняясь им, надо в мыслях обращаться к святым, изображенным на иконах, которые из-за своей святой жизни на земле могут сильно влиять своими молитвами у Бога на небе. На те мнения, которые у Лемпойнена есть касательно посещения мужчинами церкви, повлияло особым образом учение церкви о браке священнослужителей и о монашестве. По его мнению, не все достойны ходить в церковь, чтобы там участвовать в богослужении. И определяющим фактором здесь является то, был ли женат один раз или несколько. У кого была более чем одна жена - третья жена тоже подпадает под проклятие - тот должен слушать проповедь священника за пределами церкви. Поэтому и магистр Хенрик не должен ходить в церковь, так как он уже второй раз женат.

К лютеранам Лемпойнен обычно относился крайне отрицательно. Они слепы. Они не берут креста Христова и не следуют за Ним. Вера у них в принципе хорошая, но если бы они еще поступали по учению Христа, то, возможно, и спаслись бы от наказания. Именно по этой причине Бог послал его к ним обличить их слепоту.

Но это еще не все. В проповеди Лемпойнена содержалось также пророчество о том, что настанет время, - когда, для него неизвестно - в которое не только Ингерманландия, но и вся Шведская империя будет под властью России. Тогда в Ингерманландии будет господствовать православная вера, и русские церкви будут строится от Яюряпяя и Лаппее.

Отношение Лемпойнена к лютеранству, а также его пророчество о возвращении Русского владычества и его религии можно понять в том свете, который проливает церковная политика шведского правительства, которое еще до Столбового мира определила свое отношение к православной вере и исповедющему ее населению Ингрии. Земли нужно было обратить в лютеранскую веру; по мнению правительства, это представляло интересы страны. И для этого использовались принудительные меры, что заставило большие группы населения Ингрии бежать в Россию. Православных заставляли участвовать в лютеранских богослужениях, даже заставляли содержать лютеранских священников, не говоря уже о том, что своих православных священников принуждали распространять лютеранское учение, ограничивая не только их деятельность вообще, а особенно не допуская появления новых православных священников.

Работу по обращению в лютеранство в основном вели лютеранские священники, которые за это особенно поощрялись. В этом наверняка принимал участие и настоятель Невской крепости (Nevanlinna) магистр Хенрик, которого знали как очень сурового человека и которого впоследствии хотели назначить суперинтендентом Ингерманландии. Очевидно, с его подачи было заведено дело против Лемпойнена. Все это объясняет также тот факт, что отношения между Лемпойненом и Хенриком были далеко не самые лучшие. Чуть выше мы упомянули о том, что думал Лемпойнен о моральном праве магистра Хенрика выполнять пасторское служение. Но еще более суровая участь ожидает самого Хенрика. Его место - в адском пламени. Магистр Хенрик, в свою очередь, пытался представить религиозные убеждения Лемпойнена в как можно более черном свете, обвиняя его в язычестве.

Перевод с финского: Евгений Сивокоз

Материал взят из журнала "Церковь Ингрии" N1, 2001г

Примечание: В 2016 в сборнике «Да веселится Новгород!» Института славянских и балтийских языков Стокгольмского университета была опубликована статья профессора Александра Мурат-Пересветова, в которой он приводит новые данные о Левушке Лемпойнене. Исследователю удалось установить его годы жизни, место рождения и смерти. Так, родился он в деревне Рохма недалеко от Токсова, однако в возрасте примерно двух лет он вместе с семьей переселился в восточную часть Ингерманландии – в приход Ярвисаари. Последние годы его жизни прошли в монастыре Св. Николая на берегу Ладожского озера неподалеку от ныне несуществующих селений Верхние и Нижние Никулясы (Микулайнен).

 

 

Отправить нам сообщение
Кому Михаил Браудзе
Тема
Сообщение*
Сообщите любую информацию об указанном человеке.
Файл
Прикрепите к сообщению фотографию или другой файл, который может быть интересен.
Это необязательный пункт сообщения.
Описание файла
Контакт
Можете указать любые свои координаты
Вы человек? *
Укажите любое число от 20 до 50.

Ваше сообщение будет отправлено нам по электронной почте после нажатия кнопки "Отправить".

Свяжитесь с нами: mail@inkeri.ru

Рейтинг@Mail.ru

Время последней редакции (y/m/d): 2017-06-17 13:47:10