В ЗАЩИТУ ФЛАГА ИНГЕРМАНЛАНДСКИХ ФИННОВ

Май 13th, 2016 Рубрики: Новости / Uutiset, Статьи / Artikkelit
Освящение ингерманландского флага. Губаницкая церковь, 1989 год

Освящение ингерманландского флага. Губаницкая церковь, 1989 год

Вот уже почти сто лет флаг ингерманландских финнов является национальным символом народа, разбросанного по многим странам. Рожденный в трагические годы Гражданской войны, в течение многих десятилетий он является культурно-историческим символом, объединяющим ингерманландским финнов, живущих во многих странах, имеющих самые разные политические взгляды. В 1988 году с созданием общества «Инкерин Лиитто» он возвратился в Россию, а торжественный подъем флага стал неотъемлемой частью празднования Юханнуса. В течение почти 30-лет под этим флагом (который всегда поднимался вместе государственным бело-сине-красным флагом России) во время праздничных мероприятий выступали представители законодательной и исполнительной власти города и области. Но, к сожалению, в течение нескольких последних лет наметилась тревожная тенденция — флаг стал использоваться политическими радикалами (не имеющими отношения к ингерманландским финнам) в сочетании с сомнительными политическими лозунгами. Результат оказался плачевным: во время встреч с активистами Инкерин Лиитто представители власти не раз упрекали финнов в том, что общество использует якобы «сепаратистский флаг», а иногда даже советовали создать какой-нибудь новый вариант флага. Цель настоящей статьи — рассеять подобные заблуждения, а также — напомнить об основных фактах, связанных с историей нашего флага.

Рождение флага

Красный террор и продразверстка привели к крестьянским восстаниям и бегству многих ингерманландских финнов в Финляндию. Рисунок флага был разработан в 1919 году финским офицером и художником Хаапакоски, который был хорошо осведомлен о проблемах ингерманландских финнов, поскольку был зятем ингерманландского общественного деятеля — Ийсаки Латту, артиста театра в Хельсинки, уроженца деревни Парицы в Ингерманландии (приход Kolppana). Первоначально флаг создавался в качестве знамени Западно-Ингерманландского батальона, формировавшегося в Эстонии для похода на Петроград вместе с русской Северо-Западной армией. Каапре Тюнни, идеолог этого батальона, бывший директор Колпанской учительской семинарии, выступал за широкое самоуправление в составе освобожденной от большевиков России. С этими же идеями он выступал в период Февральской республики, будучи председателем Центрального Ингерманландского комитета. Летом 1919 года в результате крестьянского восстания была взята под контроль небольшая территория сельского общества Кирьясало — пять деревень, 15‑30 квадратных километров — у самой границы с Финляндией, управление которой взяла на себя Временная комиссия Северной Ингерманландии (Pohjois-Inkerin väliaikainen hoitokunta). Однако Временная комиссия Северной Ингерманландии никогда не использовало по отношению к этой территории понятия «республика» и «государство». Этот штамп был создан в течение почти двух десятилетий падкими на сенсации СМИ, а также — нынешними так называемыми «ингерманландскими сепаратистами», которые пытаются найти в эпизоде с «Кирьясальской республикой» историческое обоснование для своих идей. На самом же деле речь идет лишь о временном органе самоуправления на территории, взятой под контроль повстанцами. Такие крестьянские «республики» возникали в годы гражданской войны во многих регионах России. Не было принято ни одного документа, где бы говорилось о независимости «Кирьясальской республики». Командир Северо-Ингерманландского полка георгиевский кавалер Георг Эльвенгрен (впоследствии — председатель Временной комиссии Северной Ингерманландии) был человеком монархических взглядов, ориентировавшимся на Белое движение. Оба полка — Западно-Ингерманландский и Северо-Ингерманландский — принимали участие в осеннем (октябрь-ноябрь 1919 года) наступлении Северо-Западной армии на Петроград под командованием Николая Юденича. Как известно, Белое движение придерживалось лозунга «Единой и неделимой России», и ингерманландцы, воевавшие на его стороне, конечно, понимали, что в случае победы могут рассчитывать только на широкую автономию. Таким образом можно констатировать, что национальное движение того времени было в целом антибольшевистским, а не антироссийским (сепаратистским). Говоря об историческом месте ингерманландского национального движения в годы гражданской войны, правильнее всего считать его частью обще российского Белого движения, имевшим при этом собственные лозунги — требования местного самоуправления и широкой культурно-национальной автономии в местах компактного проживания финнов. Остается добавить, что первый известный нам документ, зафиксировавший флаг в качестве национального символа, был принят уже после гражданской войны в марте 1921 года. В выписке из протокола прошедшего в Выборге заседания Северо-Ингерманландского Исполнительного комитета от 11.03.1921, пункт 15, говорится: «Утвержден Ингерманландский флаг в цветах и размерах: желтое поле; синий крест; окантовочная линия креста — кирпично-красная. Размер: высота — 100 см в пропорциях: 35 желтого, 5 красного, 20 синего, 5 красного, 35 желтого. Длина 150 см в пропорциях: 45 желтого, 5 красного, 20 синего, 5 красного, 75 желтого. С подлинным верно засвидетельствовали М. Кяльвияйнен и Ю. Тирранен». Там же представлено изображение флага в соответствующем масштабе.

Объединяющий символ

Независимо от обстоятельств создания флага в годы Гражданской войны, в неоднозначной политической обстановке, в течение 70 лет после Второй мировой войны флаг воспринимается исключительно как культурно-исторический символ, объединявший ингерманландских финнов, разбросанных войнами и репрессиями по регионам России и другим странам – Финляндии, Швеции, Эстонии. Под ним с 1947 года ежегодно проходили летние праздники ингерманландских финнов в Швеции, флажки хранились во многих семьях в Швеции, Финляндии, их привозили и в СССР. В новейшей истории флаг ингерманландских финнов официально возвратился в Россию в 1988 с созданием общественной организации «Инкерин Лиитто», а в июне 1989 года впервые был поднят во время празднования Юханнуса (Иванова дня), которое затем стало ежегодным. Во время праздников и съездов общества, проходивших под этим флагом (как правило, поднимавшимся вместе с государственным флагом России), неоднократно выступали представители правительства Ленобласти, Санкт-Петербурга депутаты Законодательных собраний регионов.

Не берите наш флаг!

С 1989 года и до самых последних лет использование флага не имело какой-либо политической окраски, не несло каких-либо протестных целей. По нашей информации, публичное использование флага в сочетание с эпатажными политическими лозунгами впервые было отмечено в 2007 году. В газете «Инкери» (№1 за 2007 год) тогда же была опубликована статья «Символика ингерманландских финнов должна быть защищена», в которой осуждалось использование нашего национального символа в сомнительных целях. Ситуация неоднократно обсуждалась во время заседаний Совета Инкерин Лиитто, и в дальнейшем мы не раз писали об этом на страницах газеты «Инкери». Не следует преувеличивать влияние так называемых «ингерманландских сепаратистов» — это максимум два десятка человек, не имеющих ни какой-либо программы, ни организационной структуры, ни , конечно же, членства в Инкерин Лиитто. Большинство из них — люди искусства, склонные к политическому перфомансу. Важно отметить, что это не финны; очевидно, что проблемы ингерманландских финнов их не волнуют. И, конечно же, недопустимо, когда в политических акциях с сомнительными лозунгами используется флаг, по сути украденный у малочисленного народа, являющийся его символом. А перед активом «Инкерин Лиитто» стоит задача — при официальных (и неофициальных) контактах с представителей городских, областных и муниципальных властей разъяснять ситуацию с флагом, опубликовать материалы на эту тему в городских и областных СМИ, а также в районных газетах в местах компактного проживания ингерманландских финнов. А также необходимо наконец зарегистрировать флаг в качестве официального символа общества Инкерин Лиитто.

Андрей ПЮККЕНЕН

Теги: , , , , , , ,

14 комментариев к “В ЗАЩИТУ ФЛАГА ИНГЕРМАНЛАНДСКИХ ФИННОВ”

  1. Март 5th, 2016 at 23:34
    1

    Тех, у кого на первом месте политический скандал и кто ради скандала — проигнорирует любые просьбы и не услышит самые убедительные аргументы. Поэтому флаг, и вместе с ним иную символику Ингрии, следует зарегистрировать как официальные символы общества «Инкерин Лиитто». В этом случае никто уже не сможет использовать флаг и символы без разрешения Общества. Как провести регистрацию, подскажут юристы.

    • Voittaja
      Март 28th, 2016 at 14:23
      2

      Если, допустим, флаг зарегистрировать как официальный символ Общества, то в случае чего, Обществу могут предъявить претензии в том, что оно не приняло меры к его несанкционированному использованию.

  2. ap
    Март 7th, 2016 at 11:00
    3

    Совершенно верно, Александр. Говорю об этом не один год.

  3. ap
    Март 7th, 2016 at 13:40
    4

    Кстати, в прошлые выходные во время митинга на Марсовом поле они снова стояли с нашим флагом, а рядом был двусмысленный лозунг. В общем, все продолжается

  4. Павел
    Июнь 20th, 2016 at 14:36
    5

    К сожалению, у ингерманландских регионалистов и у представителей движения «Инкерин лиитто» разные взгляды на историю Ингерманландии. В движении регионалистов считают, что ингерманландские финны серьёзно пострадали от имперского наследия России и также,как и представители иных национальностей, живущих в Ингрии, нуждаются во всяческой защите от российской имперской машины. У представителей же организации «Инкерин лиитто», которые очень хотят приватизировать право толкования истории нашего края и право на использование флага Республики Кирьясало, основные цели, как мне представляется, иные — получение грантов из Хельсинки и невмешательство в этот процесс третьих лиц. Для этого они активно заискивают перед российскими чиновниками — сегодняшними наследниками палачей их предков и требуют всех, кто им мешает заниматься грантоедством, «запрещать и не пущать». Это грустно.

    • ap
      Июнь 21st, 2016 at 21:36
      6

      Считаю этот комментарий откровенно хамским и провокационным. Но все же отвечу на него.

      Никто не собирается приватизировать историю края. У нас прекрасные отношения со многими историками, этнографами (независимо от их национальности и членства в ИЛ!) и в России, и за рубежом.
      Регионалисты историей не занимаются они ее просто перевирают, отрицая очевидные факты.
      Для них история и культура (и финская, и края в целом) — только декорация для сомнительных политических лозунгов. От любой серьезной исторической дискуссии с аргументами и ссылками на источники они шарахаются как черт от ладана. Проверено лично.
      «Заискиваний» перед властями нет — есть обычное сотрудничество, как и у многих других действующих в городе и области национальных обществ, землячеств.

      А вот ставить под угрозу свою обычную повседневную работу из-за чужих лозунгов, под которыми мы не подписывались мы действительно не хотим! Ненависть т.н. регионалистов ко всем, кто (по их мнению) связан с властью, а также ко всем, кто стоит на пути очень напоминает риторику большевиков.

      Мы хотим спокойно выпускать свою газету, учить детей языку, петь свои песни, проводить свои праздники (на которых совсем не хочется видеть некоторых незванных гостей). И нам не нужны лишние конфликты и недоразумения, не нужно, чтобы люди, живущие рядом с нами, враждебно смотрели на финнов, поднимающих свой флаг, лишь из-за того, что этот флаг 10 лет назад начали использовать какие-то странные люди.

      А к регионалистам у нас только одно требование — не использовать флаг ингерманландских финнов рядом с политическими лозунгами. Ну придумайте свою символику, если считаете, что ваши идеи так привлекательны!

  5. ap
    Июнь 21st, 2016 at 22:08
    7

    N.B.

    «Республики Кирьясало» никогда не существовало, нет ни одного документа, речи с подобным словосочетанием. Была территория нескольких деревень Кирьясало, освобожденая от большевиков. Органом управления была Временная комиссия Северной Ингерманландии (Pohjois Inkerin väliaikainen toimikunta). Учите матчасть !

  6. ap
    Июнь 21st, 2016 at 23:34
    8

    А по поводу истории флага повторяться не буду.
    Все факты и доводы — в статье. Попробуйте аргументированно опровергнуть
    хоть одно из моих утверждений. Жду!

    • ap
      Июнь 22nd, 2016 at 08:35
      9

      И еще для товарища Павла.
      Насчет «пострадавших от имперского наследия».
      Тоталитарный коммунистический режим действительно нанес нам удар,
      от которого мы так и не можем оправиться.
      А вот насчет Российской империи — именно Санкт-Петербург, как столица России
      был источником благосостояния, доходов ингеоманландских финнов, предоставляя неограниченный
      рынок для сбыта результатов своего труда. С середины ХIХ века финны активно участвовали в земском самоуправлении. Так что эпоха АлександраII — Николая II была для нас периодом расцвета. Здесь, к примеру, жили гораздо лучше, чем в Финляндии.
      Почитайте хотя бы «Историю ингерманландских финнов».
      Думаю, что в рамках Российской (если бы не было революций!) с постепенным развитием парламентаризма и ингерманландские финны получили бы широкое местное самоуправление, основанное на финских традициях с использованием финского языка. И в период Временного правительства на съездах ингерманландских финнов речь шла именно о культурной автономии и местном самоуправлении.

      • ap
        Июнь 22nd, 2016 at 08:38
        10

        Уфф, ну кажется все сказал.
        Думаю, что регионалистам возразить нечего…

  7. Павел
    Июнь 28th, 2016 at 17:51
    11

    Спорить я с Вами не буду. Я вижу, что это бесполезно. Да и какой может быть спор между этнографическим кружком и молодой, набирающей с каждым днём популярность, политической идеей? Это спор между Прошлым и Будущим, в котором всегда побеждает Будущее. И остановить этот процесс не сможет ни «приватизация» флага какой-то одной отдельно взятой организацией, ни репрессии и запреты со стороны столь любезных Вашему сердцу российских чиновников. Не хочу Вас огорчать, но я, действительно, предложил бы Вам прислушаться к советам этих чиновников, которые предлагают придумать новую символику для Вашей организации. Этим Вы убережёте себя от любых, нежелательных для Вас, ассоциаций.

    • Павел
      Июнь 28th, 2016 at 17:54
      12

      И да, я открыт для диалога. Вот мой аккаунт в сети Фэйсбук: https://www.facebook.com/pavel.mezerin
      Надеюсь, Вы тоже «развиртуализируете» себя.

      • ap
        Июнь 29th, 2016 at 09:37
        13

        Ну, если мы этнографический кружок, то т.н. регионалисты — взрослые дяди, придумавшие для себя некое подобие фэнтези.
        Тысячи людей в группах — не тысяча сторонников. Там множество людей заходящих просто из любопытства. Никакой любви к чиновникам я не испытваю, но за нами
        наш народ, который нужно сохранить при любой власти, живые люди, а не умозрительные идеи.

        • ap
          Июнь 29th, 2016 at 09:44
          14

          О себе могу сказать, что я сторонник демократии в ее нормальном европейском понимании, в 1988-1993 активный участник демократического движения,
          начинал еще при коммунистах. Независимый союз учащихся, Ленинградский народный фронт, НТС. Сейчас у меня другие приоритеты — история, сохранение своего народа.
          Как-то бороться против вас (вашего движения) и делать гадости не собираюсь, но при необходимости всегда буду давать пояснения по поводу флага и его истории.
          Вступать в политические дискуссии не хочу. Мне это не интересно, а ваши идеи не разделяю.

« Предыдущие записи