История в глине и цветном стекле

Май 2nd, 2018 Рубрики: Статьи / Artikkelit

Россонь_керамика

Светлые кирпичные корпуса под сенью елок и сосен. Веревочный городок, лодки, причаленные у берега реки. Детский оздоровительный лагерь «Россонь», расположенный в Кингисеппском районе неподалеку от пограничной реки Наровы в этом году отмечает свой 30-летний юбилей. В летние и зимние каникулы здесь отдыхают сотни детей, а в остальное время база открыта для всех желающих. Неизменный интерес со стороны детей и взрослых вызывает небольшой историко-краеведческий музей, расположенный в административном комплексе, созданный энтузиастом — художником Виктором Федосеевым. История этих мест для большинства — терра инкогнита.

Книги, в которых рассказывается (или упоминается) о прошлом этого края можно пересчитать по пальцам. Между тем у этих мест богатая и захватывающая история. Веками жили здесь представители разных народов — ижоры, русские, финны, эстонцы. Не раз в истории эти земли становились ареной сражений между Русью и Ливонским орденом (а позже — Швецией), владевшими Прибалтикой.

С 1920 по 1940 эти земли входили в состав Эстонской республики. В нескольких километрах о границы со сталинским СССР свободно действовало общество ингерманландских финнов «Инкерин сеура», выпускавшее свою газету, проводившее праздники и курсы по сельскому хозяйству и домоводству, в деревне Венкуль при Народном доме работало Общество русской культуры «Заря», славившееся своей библиотекой и спектаклями, для участия в которых приглашали даже профессиональных актеров. Сегодня живущих в родных местах коренных жителей этих мест и их потомков можно пересчитать по пальцам.

За послевоенные десятилетия многие переехали из деревень в соседнюю Нарву, и живут в домах своих предков лишь летом – как на даче. А в последние годы многие из них продали дома петербуржцам – совершенно новым жителям берегов Россони. Познакомить жителей и отдыхающих (да и всех небезразличных) с историей этого уголка призван музей, созданный четыре года назад.

SONY DSC

«Рисовал сколько себя помню. Закончил Русский христианский государственный институт по специальности «искусствоведение». Но работать по ней я не хотел. Над искусствоведами посмеиваются — «кто сам не умеет, тот об этом рассказывает». И одновременно с учебой освоил керамику и витражи. Финно-угорская тематика интересовала давно, наверное, дают знать мои коми-пермяцкие корни! И когда четыре года назад я пришел работать художником в детский оздоровительный лагерь «Россонь» это увлечение во многом стало профессией»,-рассказывает Виктор Федосеев. Мы подходим к двери с табличкой с надписью «Музей». На стенах — стенды с фотографиями.

Народная школа и лютеранская церковь в Калливере, православная церковь в Венкуль, местные жители, обрабатывающие поля, ловящие рыбу, строящие дома. Будни и праздники, крестные ходы и похороны. Жители окрестных сел в форме царской, эстонской и советской армий. В уголке предметы быта: прялка, валик для стирки белья, горшки и посуда. Стеклянный поплавок для сети. Такие в былые времена выдували для себя и для рыбаков из соседних деревень жители Куземкина.
«Предметы быта и фотографии собраны у жителей окрестных деревень. Как правило, люди с радостью отдавали их, узнав о том, что создается музей»,- рассказывает Виктор. Есть здесь и экспонаты, посвященные сражениям Великой Отечественной – неподалеку отсюда в 1943-44 шли ожесточенные бои за Нарву.

Мы идем в мастерскую художника. Сейчас здесь тихо, а в летние месяцы целыми днями звенят детские голоса. Под руководством Виктор осваивают они секреты керамики. Перед нами – прекрасные глиняные горшки, фактические копии тех, которые изготавливали в былые времена ижоры и финны. Так, при помощи керамики дети прикасаются к прошлому края, к традициям и быту людей, веками живших здесь. Виктор Федосеев – постоянный участник ежегодных конференций по финно-угорской тематике, проходящих в Эстонии в соседней Нарве, во время которых он посвящает всех желающих в тайны ижорской керамики.
Впрочем, художник не стремится полностью копировать исторические оригиналы, помогая детям проявить фантазию, творческий подход. Например — в росписи керамики.

Иангород

Небольшой витраж, напоминающий витражи в петербургских домах в стиле «северный модерн». У детей, отдыхающих в «Россони», есть и редкая возможность попробовать себя в создании витражей, поучаствовав в увлекательном проекте, связанном с местной историей. Это создание витражей по мотивам легенд и летописей для исторического музея в Ивангородской крепости. В цветном стекле воплотятся 10 сюжетов, среди которых и легенда о лошадиной шкуре, в размер которой шведы разрешили русским возвести пограничную крепость.

Огромный ткацкий станок, занимающий почти половину комнаты – особая гордость Виктора. Он был приобретен в одной из деревень под Ивангородом, а изготовлен, судя по надписям, под Изборском в ХIХ веке. Работа на нем кажется настоящим искусством, и сегодня трудно представить, что когда-то им владели почти все крестьянские женщины. И сегодня станок не простаивает без дела – к древнему искусству приобщаются и взрослые, и дети. Станок заправлен нитками, и из него выходит лента разноцветной ткани – как и многие десятилетия назад.

«Моя мечта – построить здесь финно-угорскую избу, в архитектуре которой отразились бы финские, ижорские традиции. Внутри располагались бы предметы быта, воссозданные костюмы. Здесь можно было бы проводить занятия по ремеслам, истории, традиционной музыке, смотреть фильмы, рассказывающие об истории и культуре. А выйдя из избы – поиграть на свежем воздухе в традиционные подвижные игры.
Финско-ижорская изба стала бы центром притяжения для взрослых и детей, одним из очагов сохранения истории, традиций. Идея эта находит поддержку руководства, и я надеюсь, что ее удастся воплотить»,-говорит Виктор.

Теги:
Комментариев пока нет.

Написать комментарий