Туомас Сузи – прерванный полет

Май 9th, 2017 Рубрики: Статьи / Artikkelit

ТуомасСузи

В 30—е годы имя летчика-испытателя Томаса Сузи (Tuomas Susi),
шеф-пилота Летно-испытательного института, не было известно широким кругам, как, к примеру имена Валерия Чкалова и Михаила Громова. Однако среди профессионалов авторитет его был непререкаем.
А родился Туомас Сузи в деревне Рантолово, относившейся к Токсовскому лютеранскому приходу и находившейся в нескольких километрах от Токсова. Сейчас это территория Ржевского полигона.
Позднее семья переселилась в Санкт-Петербург, где отец Туомаса был рабочим городского арсенала. Будущий летчик учился в 4-х классном народном училище, но смерть отца заставила его в 1916 году прервать учебу.


Был он сначала чернорабочим, а через некоторое время — помощником шофера в автомастерских. В 1918 году Туомас Сузи добровольцем вступил в Красную армию. В 1919 году пулеметчиком участвовал в боях против Северо-Западной армии под командованием генерала Николая Юденича, был ранен под Ямбургом, потом воевал на Южном фронте, где был снова ранен, участвовал в подавлении Кронштадтского восстания.
Военная карьера красноармейца Сузи развивалась стремительно.
В 1922-23 г.г. он проходил службу в Кронштадте уже в должности помощника командира роты, командира роты, помощника командира батальона и начальника полковой школы младшего командного состава.

Путевка в небо
В 1923 году Туомас Сузи был направлен в Егорьевск, в теоретическую школу ВВС, попав в ее первый набор. В 1924 году окончил школу авиации Рабоче-крестьянского Воздушного Флота РСФСР в Егорьевске и 2-ю военную школу лётчиков в городе Борисоглебске. В 1926 году он служил в Ленинграде в 1-й отдельной истребительной эскадрилье, базировавшейся на Комендантском аэродроме. В 1927 Туомас Сузи прибыл к новому месту службы в Оренбург, где через некоторое время стал инструктором, командиром звена и отряда в Объединенной школе летчиков и штурманов.
В 1930-м году Туомас Сузи возглавил особую испытательную эскадрильи НИИ ВВС, испытывал опытные истребители И-14, И‑166. Участвовал он и в испытаниях проекта «Звено-2» — бомбардировщик ТБ-3 доставлял закрепленные под ним три истребителя И-4 в район, где им предстояло выполнить боевое задание (например, прицельное бомбометание или штурмовку наземных целей) , после чего истребители в воздухе отделялись от носителя
Туомас Сузи установил рекорд, первым в СССР поднявшись на истребителе на высоту 8 тысяч метров без кислородного прибора, теряя сознание, но через некоторое время приходя в себя В середине 30-х он командовал сверхсекретной эскадрильей истребителей, вооруженных безоткатными газодинамическими пушками Курчевского, разработанными в Реактивном НИИ. Во время одного из испытательных полетов произошел взрыв пушки, приведший к сильным разрушениям обшивки крыла. В сложнейших условиях он сумел посадить истребитель И-4 на Комендантский аэродром в Ленинграде.
После того, как руководители «реактивного» проекта были репрессированы, проект признан вредительским , а эскадрилья – расформирована, в 1937 году Туомас Сузи становится начальником летно-испытательной станции завода №21, располагавшегося на Центральном (Ходынском ) аэродроме в Москве. В 1938 Туомас Сузи первым испытал разработанный известным авиаконструктором Поликарповым штурмовик под кодовым названием «Иванов». Самолет этот в серию не пошел, но стал первой машиной нового класса — «самолетом поля боя», истребителем танков.

И-180_1И-180

Последний полет
В 1939 полковник Сузи приступает к испытаниям разработанного в КБ Поликарпова истребителя И‑180. Новая машина по многим показателям превосходила самолеты аналогичного класса и была, по сути, истребителем завтрашнего дня. Однако в конструкции имелись серьезные недоработки, устранение которых требовало некоторого времени. На этом настаивал главный конструктор. Однако было уже принято решение о строительстве небольшой серии самолетов. Не останавливала даже трагическая гибель «летчика номер один» — Валерия Чкалова во время первого полета нового истребителя в декабре 1938 года. 5 сентября 1939 года Туомас Сузи взлетел с Центрального аэродрома в Москве.
Этот полет должен был завершить программу испытаний. Ничто не предвещало трагического финала. Но в воздухе неожиданно разрушился масляный радиатор, и горячее масло брызнуло в лицо летчику. На время он потерял сознание и утратил управление самолетом. Придя в себя, на высоте нескольких сот метров летчик выпрыгнул из самолета, но парашют не успел раскрыться…

Летчик испытатель был похоронен в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища. Туомас Сузи был награжден орденами Ленина (1933) и Знак почета (1936).

Теги:
Комментариев пока нет.

Написать комментарий