Тюрё. Тревожное Рождество 1920 года

Ноябрь 3rd, 2016 Рубрики: Статьи / Artikkelit

Красивая церковь в с белыми колоннами и невысокой колокольней стоит на пригорке и словно плывет над гладью Финского залива. И сейчас, как и много лет назад, колокол евангелическо-лютеранской церкви Св. Иоанна в поселке Мартышкино неподалеку от Ораниенбаума созывает верующих на богослужение. Много бурь пронеслось над старинным храмом в неспокойном ХХ веке. И преследования, которые обрушились на верующих, вполне можно сравнить с гонениями первых веков христианства. Однако и в эти годы люди находили утешения и радость в вере, которая иногда помогала им творить чудеса.

В своих мемуарах пастор Эвертти Пярнянен, настоятель прихода в годы революции и гражданской войны,  рассказывает о том, как праздновали Рождество в далеком 1920 году. К сожалению книга, изданная в Финляндии, никогда не переводилась на русский язык и фактически неизвестна российскому читателю. В смутные годы многие священники вынуждены были скрываться или бежать за границу. На долю оставшихся лег тяжкий груз ответственности за тысячи прихожан.
Так, Эвертти Пярнянен одновременно был настоятелем шести приходов, разделенных десятками километров. Из приходе Марково, где местные коммунисты хотели арестовать слишком активного и бескомпромиссного молодого пастора, в 1919 году он переселяется в окрестности Ораниенбаума. Однако издесь жизнь его не былас спокойной, а служение –долгим.
«Во время воскресной проповеди я призвал прихожан жертвовать свечи, поскольку от этого зависело то, как пройдет праздничное богослужение, »-пишет в своих воспоминаниях Эвертти Пярнянен. Пастор просил не ограничиваться одной свечой, поскольку в этом случае не было никакой надежды наполнить все подсвечники, ярко осветить большой храм. Церковь освещалась тремя хрустальными люстрами: большой на 32 свечи и малыми на 8 свечей. Кроме того, на хорах и на кафедре имелось 41 стенных одинарных медных подсвечников, а двойных — 16.
К удивлению пастора, в следующее воскресенье почти все прихожане принесли по две-три, а кто и больше, свечей. Как оказалось, большую часть свечей местные жители (в большинстве своем — крестьяне) выменяли в Кронштадте у матросов и комиссаров на молоко, картофель, хлеб и другие продукты. Так коммунисты, объявившие войну религии, помогли отпраздновать Рождество. Часть свечей дети сделали из огарков, собранных в церкви и крошек стеарина. Эти свечи тоже горели хорошо, хотя и несколько тускло.
Всего было собрано больше двух с половиной пудов (около 40 кг) свечей. Однако раздобыть церковное вино для причастия в голодном Петрограде и его окрестностях не удалось. Было решено приготовить его из клюквенного сока.
Настоятель прихода вспоминал, что во время рождественского богослужения церковь была освящена еще ярче, чем в мирные годы, клюквенный сок казался настоящим церковным вином, а песнопения, прославлявшие господа, звучали проникновенно, как никогда раньше.
Кроме органа в богослужении участвовал духовой оркестр. Музыканты были крестьянами из окрестных деревень, мобилизованными в Красную армию и недавно вернувшимися с фронта. Коммунистические власти создали из них оркестр для различных официальных церемоний, однако музыканты с гораздо большим удовольствием играли духовные гимны и классику.
Рождество 1920 года стало для пастора последним Рождеством, встреченным в родном краю. Узнав о том, что местные чекисты намереваются арестовать его, Эвертти Пярнянен ночью сел в сани и по льду Финского залива ушел в Финляндию, где прошла большая часть его жизни. В 20-30 е годы минувшего века он был настоятелем различных приходов на Карельском перешейке, служил армейским пастором. В эти годы им был написан исторический роман «Антти Кивекас», повествующий о трудной судьбе ингерманландских финнов в годы Северной войны. 1700-1721 г.г. Книга была написана на основании народных преданий, собранных им в молодости, во время служения в приходе Марково, и материалов финских архивов. Главный герой её – неуловимый командир крестьянского отряда, воюющий на стороне Швеции против войск Петра I. В конце книги, поняв что война проиграна, разочаровавшись в шведских военачальниках, он возвращается к мирной жизни, посвятив свою жизнь семье, сохранению в народе родного языка и веры. Длинный шведский меч уходит на дно реки Стрелки. А впереди – смирение, молитвы и труд, позволившие ингерманландским финнам занять достойное место и в Российской империи.
В 1944 году после второго поражения на Карельском перешейке и выхода Финляндии из войны. В страну в Хельсинки прибывает контрольная комиссия во главе с А. Ждановым. По требованию комиссии книга (наряду со многими другими) была запрещена, изъята из магазинов и библиотек, хотя многие экземпляры сохранились в домашних библиотеках. Снова книга была издана в Финляндии уже в 1990-егоды….
Церковь прихода Тюрё в 30-е годы была закрыта. Многие в здании храма действовал кинотеатр «Заря». В 1991 году здание церкви было передано возрожденному приходу.

подготовил Андрей Пюккенен

Теги:
Комментариев пока нет.

Написать комментарий